Результаты профориентационной работы с обучающимися связаны не только с обеспечением кадровых потребностей региональной экономики и её развитием, но и в первую очередь с удовлетворением интересов и потребностей самих обучающихся. Среди личностных результатов освоения образовательной программы выделяются готовность обучающихся к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. При реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях необходимо создавать условия, способствующие профессиональному самоопределению обучающихся. Знакомство с миром профессий у ребёнка начинается ещё в дошкольном возрасте. На уровне начального образования на уроках по окружающему миру дети знакомятся с миром профессий. На уровне основного общего и среднего общего образования углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение) реализует задачи профессиональной ориентации и направлено на предоставление возможности каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития.
Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать. Значимость проблемы подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению отмечена в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» №204 от 07.05.2018 и ряде других нормативных документов (распоряжение Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования»», Стратегия развития национальной системы квалификаций РФ на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональном квалификациям (протокол от 12.03.2021 №51).
Цели:
1. Создание условий для эффективного развития муниципальной системы, направленной на профессиональную ориентацию обучающихся, а также содействие в становлении профессионального самоопределения, формировании и развитии определенных профориентационных компетенций, помощь в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии.
2. Совершенствование инфраструктуры профориентационной работы в системе образования муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан с учетом потребностей регионального рынка труда.
3. Создание эффективной системы профильного обучения, соответствующей запросам старшеклассников и потребностям экономики региона.
Задачи:
- по обеспечению информированности обучающихся НОО, ООО, СОО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности:
1. Создание единой информационной среды для развития профориентационной работы в регионе и обеспечения информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности посредством совершенствования функционала ГИС «Образование» (атлас перспективных профессий в региональной экономике).
2. Совершенствование механизмов ранней профориентации обучающихся (в том числе с категорией детей с ОВЗ).
3. Обеспечение максимального участия обучающихся в Днях открытых дверей, организованных профессиональными организациями.
4. Формирование системы социального партнёрства школ с организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями, вузами и предприятиями экономической и социальной сферы.
- по выявлению предпочтений обучающихся ООО, СОО в области профессиональной ориентации:
5. Создание эффективной системы выявления предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации обучающихся на основе анализа рынка труда региона и удовлетворению потребностей экономики Республики Башкортостан.
6. Проведение мониторинговых исследований по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации.
7. Проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.
8. Создание и реализация в сотрудничестве с социальными партнерами муниципальных программ и моделей самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, охватывающие все уровни общего образования, учитывающие потребности регионального рынка труда.
- по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся ООО, СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ):
9. Осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации.
10. Повышение охвата обучающихся различными профориентационными мероприятиями.
11. Развитие конкурсного движения профориентационной направленности, обновление содержания профориентационной работы в школе, участия в федеральных программах и региональных проектах профессионального самоопределения обучающихся, использование ресурсов образовательных платформ «ПроеКТОриЯ» и проекта «Билет в будущее».
12. Осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации и содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Республики Башкортостан.
13. Создание комплексной системы межведомственного взаимодействия и развития механизмов непосредственного вовлечения работодателей, представителей бизнеса, представителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в профориентационную деятельность на всех ее этапах (от проектирования до оценки результатов), направленной на укрепление взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг для обеспечения потребности предприятий, осуществляющих деятельность на территории региона.
2021-2022 учебный год
Соглашение с ЦЗН о взаимодействии и реализации совместных мероприятий по профессиональной ориентации,обучающихся на 2022 год
Приказ об утверждении плана мероприятий по развитию в муниципальном районе Белебеевский район Республики Башкортостан профессиональной ориентации
2020-2021 учебный год
Комплексный план развития профессиональной ориентациии профессионального самоопределения обучающихся муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан на 2019 - 2021 годы (муниципальная сетевая индустриальная школа «Алтын кулдар»)
Приказ "Об организации профориентационной работы с обучающимися общеобразователных организаций в 2019 году"
Приказ "Об организации профориентационной работы с обучающимися общеобразователных организаций в 2020 году"
Приказ "Об утверждении Плана мероприятий по развитию профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на 2021 год"
Приказ "Об утверждении положений о мониторинге качества системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, эффективности руководителей образовательных организаций, системы организации воспитания обучающихся"
Положение о мониторинге качества системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся