С 8 по 12 августа 2016 года в г. Уфа прошло ежегодное республиканское августовское совещание по образованию «Система образования – ядро социализации личности», в котором приняли участие и работники системы образования МР Белебеевский район.
8 августа в школе № 159 г. Уфы состоялось открытие большого республиканского педагогического совещания. Темой первого дня стало «Общее образование». Была проведена дискуссионная площадка по вопросам методического сопровождения образовательного процесса, рассмотрена система профессионального роста современного учителя, состоялись мастер-классы «Сопровождение электронной образовательной среды школы», «Интерактивные инструменты и их применение в образовательном процессе», где были представлены приемы работы со Smart-досками, реализуемые ООО «Медиа РБ Инжиниринг». Компания реализует весь спектр образовательного оборудования, школьную мебель, участвует в реализации государственной программы «Доступная среда». На мастер-классе «Создание электронного контента с использованием системы Moodle (модл) на уроках физики» была продемонстрировала авторская разработка обучающих материалов по темам учебного курса для 8-9 классов. На мастер-классе «Разработка авторских интерактивных электронно-образовательных ресурсов и их применение в образовательном процессе» программист центра электронного образования ИРО РБ познакомил с программной средой iSpring (айспринг), которая позволяет быстро и на высоком профессиональном уровне разрабатывать учебные презентации, включающие в себя видеоролики, тексты и графические изображения.
Далее участников мероприятия в этот день встретили в школе № 45 с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях №3 и №39 г. Уфы.
В гимназии № 3 был рассмотрен опыт работы гимназии по теме «Формирование и оценка универсальных учебных действий в условиях инновационной школы». Также участники совещания затронули тему исторического образования, преподавания русского языка в мультикультурном контексте. В гимназии № 39 тему исторического образования продолжили на мастер-классе «Историческое образование как условие формирования гражданской идентичности обучающихся», где познакомились с проектом «Научно-методический центр патриотического воспитания» БГПУ им. М. Акмуллы, презентацией авторами учебного пособия «Россия-Башкортостан: общность исторических судеб», делились опытом организации олимпиадного движения по патриотическому воспитанию.
В школе № 45 предметом обсуждения стало комплексное сопровождение физико-математического образования в школе, где был рассмотрен опыт работы коллектива по теме: «Комплексное сопровождение физико-математического образования». В пленарной части совещания обсуждались вопросы по повышению качества обучения математике и физике. В частности, Миникеева Ж.В., начальник отдела государственной итоговой аттестации и оценки качества образования МО РБ, остановилась на проблемах подготовки выпускников к ГИА по математике и физике, а также на реализации плана мероприятий Концепции развития математического образования. На высоком методическом уровне прошли мастер-классы по математике и физике.
Участниками дискуссионных площадок стали начальник информационно-методического отдела МКУ Управление образования МР Белебеевский район РБ Садыкова Н.Н., специалисты ИМО Бегуненко Г.В., Болих И.Г., Денисова Н.В., Чернова И.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ гимназия № 1 г. Белебея Веремеева Л.А.
9 августа - второй день республиканского августовского совещания работников образования посвящён теме «Воспитательная работа и инклюзивное образование». Были организованы дискуссионные площадки по вопросам физкультурно-спортивных мероприятий в системе образования, научно - методического обеспечения национального образования, инклюзивного образования, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
На дискуссионной площадке «Социализация несовершеннолетних в условиях современного школьного образования» рассматривались вопросы: социализация несовершеннолетних (актуальные вопросы и перспективные пути решения); технология гражданско-патриотического воспитания и социализации личности в детских и молодежных объединениях в рамках российского движения школьников; семья как важнейший институт социализации детей и др.
В ходе работы дискуссионной площадки «Научно-методическое обеспечение национального образования в поликультурной образовательной среде» были обсуждены актуальные вопросы и перспективы развития национального образования в Республике Башкортостан: методические аспекты преподавания башкирского государственного языка, роль общественных организаций, учреждений образования в сохранении и развитии родных языков, концептуальные основы преподавания предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», особенности билингвального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования. Представлен проект Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан на 2016-2020 годы, который построен на основе федеральных и республиканскх нормативно-правовых составляющих с учетом результатов анализа современного состояния и тенденций развития национального образования в республике.
Целью дискуссионной площадки «Образование без границ. Совершенствование обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве» на базе СОШ № 7 г. Уфы стало обобщение и представление профессиональному сообществу управленческих и педагогических практик инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе работы дискуссионной площадки участники сошлись во мнении, что главное условие успешности инклюзивного образования - мотивационная готовность педагога к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Начальник отдела специального образования Министерства образования Республики Башкортостан З.В. Псянчина отметила, что приоритетными направлениями совершенствования инклюзивной образовательной среды в Республике Башкортостан являются культивирование системы ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов, наличие ресурсного обеспечения, направленность на реализацию индивидуальных образовательных стратегий обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, создание инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях и учет особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка с инвалидностью.
На дискуссионной площадке «Реализация социально-значимых физкультурно-спортивных мероприятий в системе образования Республики Башкортостан» обсуждались вопросы: нормативно - правовое обеспечение ВФСК ГТО, целевые ориентиры и показатели развития физической культуры в РФ; реализация рабочей программы по ФК в соответствии ФГОС; внедрение всеобуча по интеллектуальным видам спорта (шашки, шахматы) в реализации 3ч. урока ФК; анализ и перспектива реализации социально-значимых физкультурно-спортивных мероприятий; Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в образовательных организациях республики и др. Были прослушаны доклады и показаны мастер-классы. Интересным и ярким было выступление победителя республиканского конкурса «Молодой учитель года 2016» Сергея Шикунова, учителя физической культуры МАОУ лицей №58.
Дискуссионные площадки проводились на базе БГПУ им. М.Акмуллы, ГБОУ БРГИ им. Р. Гарипова, МБОУ СОШ №7, 27. В числе участников были также заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей при Администрации МР Белебеевский район РБ Разетдинов И.Ф., с МКУ Управление образования МР Белебеевский район РБ - заместитель начальника по воспитательной работе и общим вопросам Джима Л.Г., начальник информационно-методического отдела Садыкова Н.Н., специалисты ИМО Болих И.Г., Гареева С.Х., Никитина С.В., директор МБОУ школа-интернат ООО г. Белебея Салихова Р.К., заместитель директора ГОУ Белебеевский детский дом Павлова Н.И., учитель физкультуры МАОУ гимназия № 1 г. Белебея Солдатова В.М., учителя башкирского языка МБОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебея Мавлиева Т.Г., Ахметзянова Р.А.
10 августа - третий день республиканского августовского совещания посвящен теме «Дополнительное и дошкольное образование детей». В рамках дискуссионной площадки «Социализация дошкольника в условиях современного ДОО», которая проходила на базе ГАУ ДПО Институт развития образования РБ обсуждались вопросы: реализация ФГОС ДО в Республике Башкортостан (актуальные задачи, проблемы и пути их решения); алгоритм создания имиджа и брендбука современной дошкольной образовательной организации; организация деятельности семейных групп при ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО; организация условий успешной социализации детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО; формирование основных экономических представлений дошкольников в условиях информационной среды; социализация ребенка в условиях частного дошкольного образовательного учреждения; ведение сайтов ДОУ в системе «единая электронная очередь».
Открытый принцип организации дискуссионной площадки позволил участникам не только представить свой опыт, но и обсудить перспективы его применения в педагогической практике, прокомментировать наиболее интересные события и фрагменты педагогического опыта, собрать единомышленников, реализующих актуальные проблемы современной практики дошкольного образования в Республике Башкортостан.
На дискуссионной площадке «Современные модели дополнительного образования детей» в Уфимском городском Дворце детского творчества им. В.М. Комарова рассматривались вопросы: дополнительное образование детей в Республике Башкортостан (опыт, проблемы, перспективы); формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей; приоритетные направления воспитания и дополнительного образования детей в современном обществе; развитие детской одаренности как фактор успешной социализации; особенности деятельности сельских многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и др.
В социально-образовательном оздоровительном центре «Салихово» БГПУ им. М. Акмуллы прошел мастер-класс «Развитие творческой одаренности школьников во внеурочной деятельности», где участники познакомились с теоретическими аспектами рассматриваемой проблемы. Интересные муниципальные модели реализации данного направления продемонстрировали: управление образованием г. Агидель, школа №112 г. Уфы, школа №7 г. Туймазы, дворец детского творчества г. Мелеуз. Участники республиканской дискуссионной площадки отметили уникальность системы дополнительного образования и возросшее внимание к нему со стороны государства.
На базе МБОУ «Лицей № 5» прошла дискуссионная площадка «Оценка качества начального общего образования: первые результаты, проблемы и перспективы», где была представлена модель оценки качества начального общего образования, рассматривались вопросы создания условий в общеобразовательных организациях для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; результаты организации и проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях Республики Башкортостан. Был дан анализ проделанной работе, выявлены проблемы, определены пути решения и поставлены перспективные задачи на предстоящий учебный год. В рамках работы дискуссионной площадки были представлены мастер-классы по проблеме организации системы оценки качества начального общего образования.
От г. Белебея выезжали с МКУ Управление образования МР Белебеевский район РБ - начальник сектора дошкольного образования Султанова Е.Г., главный специалист сектора дополнительного образования, отдыха и оздоровления Ахметова М.А., специалисты ИМО Болих И.Г., Гареева С.Х., руководители учреждений дополнительного образования «Новое поколение» г. Белебея Есипова Г.Д. и Центра детского творчества р.п. Приютово Рахматуллина А.Н.
12 августа работу республиканского августовского совещания по образованию завершило пленарное заседание в Конгресс-холле по итогам прошедшего учебного года. В заседании приняли участие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Михайловна Огородова, директор Департамента государственной службы, кадров и управления делами Министерства образования и науки России Владимир Юрбевич Голубовский, председатель Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан Константин Борисович Толкачев, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитов Салават Талгатович, министр образования Республики Башкортостан Гульназ Радмиловна Шафикова, заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рахматуллина Зугура Ягануровна. А также главы администраций муниципальных районов и городских округов РБ, их заместители по социальным вопросам, руководители органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов РБ, руководители учреждений профессионального образования, председатели профсоюзных организаций, научной и педагогической общественности и представители средств массовой информации. В работе пленарного заседания в составе белебеевской делегации приняли участие первый заместитель главы Администрации МР Белебеевский район РБ Бадретдинов И.А., заместитель главы Администрации МР Белебеевский район РБ Смородин А.П., начальник МКУ управление образования МР Белебеевский район РБ Лаврова Н.В.
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на пленарном заседании республиканского августовского совещания по образованию, ознакомился с работой городских учреждений образования и наградил победителей республиканских конкурсов среди учителей. Подробная информация доступна по ссылке.
Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова в своем выступлении отметила, что Башкортостан избрал стратегию повышения качества жизни и увеличения интеллектуального потенциала. Республика, которая готовится встретить 100-летие, сделала ставку на молодёжь, этому уделяется очень большое внимание, вкладываются ресурсы, поскольку интеллектуальный потенциал – это будущее любого региона.
Завершая республиканское августовское совещание, руководитель республики обратился к педагогам: «Педагоги нам нужны. Нам дорог каждый человек, который работает в школе, вузе, колледже, лицее. У нас десятки тысяч педагогов. Только учителей в школах – больше 30 тысяч. Вы нам нужны. И мы будем делать всё, уважаемые учителя, педагоги, для того, чтобы ваша работа была сопровождаема современными возможностями-информационными, организационными, финансовыми в том числе. Мы хотим и будем вам помогать. Вы для нас – самые ценные люди. Вы – наше богатство. Спасибо вам большое. Удачи всем и успехов. Всего самого доброго!»